Сегодня в России все маяки находятся в ведении трех структур. За маяки на Северном морском пути отвечает Гидрографическое предприятие "Росатома", за остальные маяки на побережьях морей — Минобороны, за речные маяки — Минтранс.
Строительство маяков на северных морях началось во времена Петра I, однако на Северном морском пути маяки появились в 1930-е годы, когда началось промышленное освоение СМП. Маяки Севморпути с 1960-х годов работали на радиоизотопных источниках питания — РИТЭГах. В 1990-е РИТЭГи заменили ветряными генераторами и солнечными панелями.
Сейчас в акватории Севморпути находится 22 маяка, дальность видимости каждого — не менее 10 морских миль (чуть больше 18 км.). Сотрудники Гидрографического предприятия проводят их техобслуживание, ремонтируют и красят, меняют светооптическое оборудование. Весной, пока не сошел лед, для этих целей используется саннотракторный поезд — трактор-вездеход, к которому прицеплены сани с жилым блоком. В летнюю навигацию обслуживание производят с помощью судов.
Подробнее о работе маяков на Северном морском пути можно узнать из статьи в газете "Страна Росатом":
https://strana-rosatom.ru/2021/10/01/polyarnye-zvezdy-kto-prismatrivaet-za-22/
Фото: Никита Кириллов