Днем основания маячной службы России считается 8 июня 1807 года, когда император Александр I утвердил "Положение о содержании маяков". Согласно царскому указу все маяки были переведены из частной собственности в подчинение морского ведомства — «для обеспечения надлежащего надзора и для безопасности мореплавания».
Сегодня в России все маяки находятся в ведении трех структур. За маяки на Северном морском пути отвечает Гидрографическое предприятие "Росатома", за остальные маяки на побережьях морей — Минобороны, за речные маяки — Минтранс.
Строительство маяков на северных морях началось во времена Петра I, однако на Северном морском пути маяки появились в 1930-е годы, когда началось промышленное освоение СМП. Маяки Севморпути с 1960-х годов работали на радиоизотопных источниках питания — РИТЭГах. В 1990-е РИТЭГи заменили ветряными генераторами и солнечными панелями.
Сейчас в акватории Севморпути находится 22 маяка, дальность видимости каждого — не менее 10 морских миль (чуть больше 18 км.). Сотрудники Гидрографического предприятия проводят их техобслуживание, ремонтируют и красят, меняют светооптическое оборудование. Весной, пока не сошел лед, для этих целей используется саннотракторный поезд — трактор-вездеход, к которому прицеплены сани с жилым блоком. В летнюю навигацию обслуживание производят с помощью судов.