Конкурсный блок дирекции Северного морского пути пополнился номинацией «Гидрограф». Эти специалисты появились в «Росатоме» в 2019 году, когда в состав госкорпорации вошло Гидрографическое предприятие, работающее на СМП. Мы пообщались с победителем и почитали, как изучали глубины раньше.
Глубина под килем — важнейший параметр, определяющий навигационную безопасность. В древности моряки опускали в воду деревянный шест длиной около 5 м. Если шест не достает до дна, можно смело идти дальше. С увеличением дальности плавания стали использовать ручной лот. Он состоял из свинцовой или чугунной гири (лота) и лотлиня — троса, к которому груз крепился. Иногда в нижней части гири делали углубление, в которое вкладывали сало. К нему прилипали частицы грунта, дающие представление о характере дна. «Моряка, занимающегося измерением глубин, называли наблюдателем или лотовым. Он становился на нос судна и забрасывал груз вперед. Когда лотлинь принимал вертикальное положение, по отметке определяли глубину под килем», — рассказывают авторы книги «От астролябии к навигационным комплексам».
Длина лотлиня достигала 200 м, но между измерениями корабль мог запросто разбиться о подводные камни или сесть на мель. В докладе Королевской морской академии в Гринвиче в 1891 году говорилось, что так гибнет половина судов. Изобретатели пытались решить проблему — в XIX веке было запатентовано более 100 устройств измерения глубины. Удобнее всего оказались акустические. А первый ультразвуковой эхолот запатентовали в 1920 году россиянин Константин Шиловский и француз Поль Ланжевен. Их эхолот работал автоматически и непрерывно, при любой погоде и на разной скорости.
Принцип действия эхолотов основан на многократной передаче сигнала в толщу воды. Сигнал доходит до дна, отражается и возвращается на устройство. Эти данные обрабатывают гидрографы — специалисты, которые занимаются измерением и описанием морских глубин, а также топографической съемкой побережья.
У Гидрографического предприятия собственный флот — катера и исследовательские суда с эхолотами. Начальник отдела комплексной гидрографической экспедиции Михаил Ращупкин говорит, что Севморпуть довольно мелкий: средняя глубина судоходных маршрутов 30 м. Самое глубокое море на СМП — Карское, его глубина достигает 200 м. Самое мелкое — Восточно-Сибирское, на отдельных участках глубина всего 14 м.
Для крупнотоннажных судов на Севморпути есть две высокоширотные трассы: основная и альтернативная. Основная начинается в проливе Карские Ворота, проходит пролив Вилькицкого, огибает с севера остров Котельный и заканчивается в Беринговом проливе. Альтернативная начинается в северной части архипелага Новая Земля и проходит севернее основной. Выбор трассы зависит от ледовой обстановки.
Кроме того, существуют дополнительные участки судоходных маршрутов. Например — южнее острова Котельный, через пролив Санникова. «Информация о глубинах на некоторых участках не обновлялась с советских времен, поэтому мы проводим новые исследования», — поясняет Михаил Ращупкин.
Судоходство на Севморпути развивается активно, работы у гидрографов все больше. В прошлом году Гидрографическое предприятие выполнило рекордный в истории современной России объем исследований акватории Севморпути — съемку 41,5 тыс. линейных километров.
Исследование рельефа дна проводят в летнюю навигацию, с июля по октябрь. Победитель дивизиональной номинации «Гидрограф» Дмитрий Одиноков приехать на церемонию награждения в Москву не смог: он был в Архангельске, готовил технические средства гидрографии на судах перед выходом в море.
Главный специалист отдела комплексной гидрографической экспедиции — гидрограф во втором поколении. «Мой отец военный гидрограф, я пошел по его стопам, — рассказывает Дмитрий Одиноков. — В 1999 году окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе, служил военным гидрографом, стал командиром части. После сокращения из Вооруженных сил в 2010 году устроился на Гидрографическое предприятие».
Прежде чем приступить к съемке рельефа дна, гидрографы проводят предварительные геодезические работы на берегу. Затем с судна опускают на дно мареографы — самопишущие приборы для непрерывной записи изменения колебаний уровня моря. Потом начинается съемка рельефа дна. Скорость судна при этом не превышает 8 узлов (14,8 км в час). Съемка идет круглосуточно, гидрографы сменяют друг друга на вахте. Они регистрируют и обрабатывают данные с эхолота и мареографов. Вся информация поступает на картографическое производство предприятия.
Летом 2021 года в Карском море гидрографы проходили мимо потопленной в 1944 году немецкой подводной лодки U‑362. «Мы уточнили ее местоположение. К сожалению, детально обследовать объект не было времени», — говорит Дмитрий Одиноков. Но, возможно, он к этой лодке еще вернется. Гидрографическое предприятие и Центр подводных исследований Русского географического общества подписали соглашение о взаимодействии. ЦПИ РГО ищет важные с исторической точки зрения затонувшие корабли и суда. Сотрудничество с Гидрографическим предприятием позволит расширить зону поиска.
Впрочем, главная задача гидрографов — изучение рельефа дна. В плане навигационногидрографического обеспечения акватории Севморпути на 2022 год — съемка 45,2 тыс. линейных километров. Наибольший объем исследований планируется выполнить в восточной части акватории.
Источник: https://strana-rosatom.ru/2022/08/03/odnomu-gidrografu-izvestno-o-pobedi/